Свобода действий

Каждый дееспособный сапиенс обладает свободой действия — возможностью делать всё, что не нарушает прав и свобод других индивидов. В отличии от свободы сознания (см. раздел «Свобода сознания») эта свобода не абсолютна, она ограничена свободой других.

Индивид обладает самосознанием (т.е. отделяет себя от окружающего мира, проводит границу между Я и НЕ Я) и обладает некими индивидуальными чертами — опытом, убеждениями, стремлениями и интересами. Из этого понятно, что индивид будет стремится распоряжаться своим Я в соответствии со своими убеждениями и целями, а любые ограничения противоречащие его убеждениям будет воспринимать как насилие и противиться им. Цели индивидов могут конфликтовать и индивиды единогласно примут только те правили кооперации, которые не мешают им достигать своих целей, а возможность достигать своих целей это и есть свобода (если конечно эти цели не противоречат свободе других).

В книге Эдварда Уилсона «Хозяева Земли. Социальное завоевание планеты человечеством» [earth_masters] показано, что человеческий вид по своей природе находится в конфликте между индивидуальным и общественным, а исходя из рассуждений выше можно предположить, что проблема будет актуальной для любого разумного вида. Поэтому любые ограничения свободы должны быть обоснованными и добровольно принятыми.

Свобода индивида — это не простой лозунг, это решение двух важных задач:

  1. Социальной — снижение напряжённости в обществе из-за отсутствия необоснованного давления на индивидов.

  2. Кибернетической — уменьшение нагрузки на управляющую систему, государство не должно распылять управленческие усилия на мелочную опеку над личностью.

Есть работы в которых утверждается, что свобода индивидов критически важна для развития общества и важность её превосходит важность технологий и практик решения проблем [Easterly].

Свобода индивида ограничена свободой других индивидов. Это значит, что мы не можем запретить индивиду делать то, что касается только его, не можем диктовать ему, как он должен жить. Например, мы не можем половозрелому человеку диктовать, с кем ему заниматься сексом, не можем запретить ходить обнажённым или говорить ему какими словами он может пользоваться, а какими нет. Но можем запретить заражать других венерическими заболеваниями или запретить садиться без одежды (в грязной одежде) на общественные места для сидения.

Дееспособный индивид вправе распоряжаться своей жизнью по своему усмотрению, если он не принял на себя ограничивающих обязательств (см. раздел «Право на смерть»). Дееспособный сапиенс имеет право распоряжаться своим телом, может модифицировать его, может заниматься экстремальными видами спорта, участвовать в настоящих гладиаторских боях, в медицинских экспериментах и т.п. Максимум, что может требовать общество от него в таких случаях это покупки дополнительной медицинской страховки.

Сама природа индивидуальности говорит нам о том, что составленной из индивидов системой (обществом) нельзя управлять как машиной, нельзя загрузить программу и ожидать что она будет выполняться, законы общества должны опираться на принципы разделяемые индивидами, иначе они будут саботироваться.

Принцип свободы действий имеет множество следствий, например, свободу объединения.