Культура

Понятие «культура» слишком многозначное, в данном параграфе речь идёт о той области, которой обычно занимаются министерства культуры, т. е. о всяких развлекательных вещах вроде художественной литературы, пения, музыки, танцев, скульптуры, живописи, цирка, театра и кино. Очевидно, что организация развлечений — это не функция государства. Можно было бы предположить (хотя оснований на это недостаточно), что такая «культура» несёт воспитательную функцию, однако и это не задача государства. Воспитанием государство должно заниматься только в школе и только с использованием так называемых отрицательных формулировок (см. «Воспитание»), а остальное — вопрос свободы индивидов, государство — это не нянька для зрелых разумных существ (см. «Решать общественные задачи»).

Влияние культуры на общество и индивида невозможно измерить, а значит, все споры о нужности или ненужности культуры не могут привести к значимому результату. Я не вижу оснований считать культуру общественным благом, а значит, нет оснований считать заботу о культуре делом государства. Следовательно, вопрос нужности необходимо оставить на усмотрение членов общества. Единственный критерий нужности чего-либо — готовность индивида потратить на это свои усилия прямо или косвенно (в виде денег). Если культура нужна обществу, то она будет существовать и без поддержки государства. Дотирование культуры государством приводит к обману — когда культурные услуги продаются ниже себестоимости, по демпинговым ценам, ими пользуются даже те, кто в них не нуждается.

Считать, что индивиды сами не знают, что им нужно, и считать, что надо завлекать их куда-то демпинговыми ценами, есть неуважение к ним, попытка принимать решение за них (см. «Борьба с оппортунистами не должна ущемлять остальных индивидов»).

К тому же патронаж государства обычно приводит к вырождению культуры, к оттеснению индивидов, желающих и могущих делать что-то для культуры, теми, кто умеет осваивать бюджет.

Если же государство посчитает, что для государственных нужд необходим какой-то культурный артефакт, то оно не должно создавать его самостоятельно, а должно объявить конкурс с денежной премией, выдать грант.

Если кто-то после вышесказанного думает, что я противник культуры, то этому читателю сто́ит задуматься — какой процент от великих произведений культуры создан людьми, получавшими зарплату из бюджета? Я думаю, что-то около нуля — бюрократизм государства несовместим со свободным духом творчества. На самом деле я уверен, что после ухода государства из этой сферы мы получим расцвет культуры.