Распространение развлекательного контента. Компромиссный вариант

Здесь описан некий компромиссный вариант решения проблемы пиратства в сфере развлечений, который вполне вписывается в текущую парадигму, в отличие от более радикального, описанного ранее (см. «Цифровое пиратство»).

Как выглядит сегодня противостояние конечных пользователей развлекательного контента (программное обеспечение и научная информация — это отдельный вопрос) и держателей прав на контент?

С одной стороны — правообладатели, которые:

  1. пытаются торговать информацией так же, как торгуют материальными товарами, — продавать каждый экземпляр за такую цену, словно его каждый раз надо выпускать на заводе, хотя в данный момент можно торговать контентом без каких-либо носителей, а значит, при увеличении объёма продаж стоимость копии снижается. То есть сейчас цена для потребителя достаточно высока, платить нужно за единицу контента, что не очень удобно;

  2. очень несговорчивы с теми, кто хочет торговать их контентом, многим распространителям не удаётся заключить контракты со всеми правообладателями (а если и удаётся, то с другими ограничениями, например по странам), тогда как потребителю очень важна возможность получить любой контент из одной точки (это низкие трансакционные издержки);

  3. распространяют контент, не ставя в приоритет удобство пользователей. Контент выпускается в разных странах в разное время (не очень понятная дискриминация по стране проживания), к тому же, например, фильмы первым делом выходят в кинотеатрах, а потом уже распространяются далее, что ущемляет тех, кто хочет посмотреть новинку дома и даже готов за это заплатить.

С другой стороны — «пираты», которые по финансовым и/или идеологическим причинам дают возможность найти любой контент в одном месте с единым интерфейсом. То есть предоставляют удобный доступ к контенту, ассортимент предлагают предельный (можно найти самые невероятные вещи, которые и купить-то негде, потому что они либо слишком новые, либо слишком старые), т. е. разница между легальным и нелегальным контентом есть не только в цене, но и в удобстве.

С точки зрения нормального индивида, логично потреблять законно приобретённый контент, но цена должна быть адекватной, а ассортимент полным — если уж платить, то так, чтобы больше нигде ничего искать не приходилось. Поэтому необходимо компромиссное решение, которое должно быть удобным для пользователей, делая пиратство бесполезным и позволяя правообладателям зарабатывать.

Таким решением является безлимитный доступ ко всему контенту за фиксированную абонентскую плату. Стоимость должна быть приемлемой, в качестве ориентира можно использовать размер платы за пользование многоканальным кабельным/спутниковым телевидением. Доступ должен быть неограниченным со всех устройств оплатившего абонента и членов его семьи. Разумными выглядят два тарифа — с рекламой и без.

Правообладатели должны получать долю собранных денег в соответствии с частотой использования контента (до истечения срока действия авторских прав), распределять средства может некоммерческий фонд, финансируемый на небольшой процент от абонентской платы пользователей. Вся деятельность фонда должна находиться под надзором государства и быть открытой и публичной. Сам фонд может не заниматься доставкой контента к потребителям, он может лицензировать деятельность коммерческих провайдеров и быть лишь центральным реестром и хранилищем.

Правообладатель может не пользоваться услугами единого реестра (например, продавать сам любыми способами), но в таком случае он лишается права на защиту от пиратства на территории страны. Размещение в едином реестре не означает запрета на другие каналы распространения — может, кто-то не хочет платить абонентскую плату, а хочет покупать отдельно. Также нет причин для запрета сбора добровольных пожертвований.

Такая система в том числе позволяет авторам распространять свой контент без посредников.