Критика "Проекта" Венера Жака Фреско

Читающие мою книгу часто говорят о проекте Венера Жака Фреско, поэтому я вынужден дать ему оценку:

Коммунизм и утопизм - эти два слова приходят на ум после прослушивания книги Жака Фреско "Все лучшее, что не купишь за деньги" и других его видео.

Не то чтобы коммунизм это совсем плохая идея, но, во-первых, автор почему-то боится называть вещи своими именами, а во-вторых, пока с коммунизмом что-то не ладилось (и я думаю этому есть фундаментальные причины, о чём писал тут). Отказ от денег, отказ от государства и т.д. - всё это классические идеи коммунизма. При этом, он явно отрицает связь с коммунизмом, хотя совпадение полное, возможно он путает с социализмом, что конечно говорит о вопиющей неграмотности. Или лжёт, боясь плохой репутации коммунизма в США, что тоже не делает ему чести.

Впрочем его рассуждения о демократии того же уровня - демократия для него, это политическая система США, хотя это лишь частный случая представительской демократии.

Утопизм потому, что нет никаких путей для воплощения идей проекта, Фреско намекает что всеобщий катаклизм мог бы стимулировать такое общественное изменения, хотя сам признаёт, что это скорее породит диктатуру. Допустим войны и истощение ресурсов привели общество к критическому состоянию, станут ли люди думать что им надо измениться (и возможно ли это изменение у взрослых?) или будут продолжать обвинять иные государства, нации, религии или сексуальные меньшинства в своих бедах? Станут ли они делить на всех и бережно использовать ресурсы или будут стремиться захватить их себе? Смогут ли атеисты-либералы объединиться с религиозными радикалами или будут воевать до последней капли крови? Чудо возможно, но проект рассчитывающий на чудо, это не проект, а религиозная вера. В этом аспекте коммунисты начала 20 века выглядят намного более умными людьми, они прекрасно понимали, что коммунизм не упадёт с неба и искали пути его построения. Их дискуссии породили следующую схему: пролетарская революция приводящая к социализму, а социализм уже должен был подготовить нового человека для наступления коммунизма. При этом они задумывались над тем, возможен ли коммунизм в отдельной стране или необходима мировая революция. Более того, у коммунистов того времени был ответ, на вопрос кто действующее лицо, кто будет менять общество - пролетариат, класс рабочих при поддержке крестьян. Фреско, со своим коммунизмом из ниоткуда, по сравнению с Лениным выглядит детсадовцем.

Ресурсно-ориентированная экономика это обычная плановая экономика, проблемы которой известны всем, кто хоть немного интересовался этим вопросом (у меня об этом написано здесь), а все остальные просто знают, что страны использующие плановую экономику исчезают.

Фреско говорит, что нужно опираться на науку, но при этом утверждает, что поведение человека полностью определяется воспитанием, может в те времена когда Фреско учился в школе наука и считала так, но сегодня наука говорит, что наследственность также вносит значительный вклад в наше поведение (всем кто хочет подробностей стоит прослушать курс лекций профессора стэндфордского университета Роберта Сапольского "Биология поведения человека"). Да и вполне очевидно, что эволюция неизбежно приводит к балансу между генами эгоизма и альтруизма (об этом можно почитать у Эдварда Уилсона в книге "Хозяева Земли. Социальное завоевание планеты человечеством"), поэтому без изменения ДНК всех людей всеобщее добровольное братство не состоится. Фреско говорил, что в мире материального изобилия у людей не будет оснований для конфликтов, но как-то он упустил из виду, что конфликты происходят не только и не столько за еду и вещи, конфликты провоцируются стремлением к власти, доминированию в группе, а это один из базовых инстинктов социальных животных, стремление к сексу также не может быть удовлетворено эффективным материальным производством, деление на "своих" и "чужих" также, скорее всего, сидит где-то в древних отделах нашего мозга.

Но даже если принять, что всё определяет воспитание, то кто сможет разорвать порочный круг воспитания, чтобы воспитать новых людей? В теории процесс мог бы быть постепенным, но в современной системе люди с таким воспитанием проигрывают (бестолковые просто быстрее размножаются, а система управления общества не оставляет шанса продвинуться людям воспитанным для светлого будущего) и поэтому сомнительно, что они вдруг станут доминировать. Это политический вопрос, нужно понять каким политическим силам выгодно предлагаемое развитие событий, пока выглядит так, что всем силам это не только не нужно, но и противоречит их интересам.

Идеи-то, на первый взгляд, выглядят привлекательными, хотя они и не новые, и я был бы рад их воплощению, да вот пока нет оснований быть уверенным в том, что их воплощение возможно, а если возможно, то в обозримой перспективе. Поэтому я за более реалистичный шаг вперёд, который всё равно приносит значительные улучшения.

Кстати, Фреско, словно наивный ребёнок, утверждает, что технологии решат общественные, политические проблемы. Это даже смешно обсуждать, откройте глаза - если у власти бандиты, то технологии используются против людей, а если у власти нормальные люди, то общество может жить нормально даже без технологий, а с технологиями просто идеально. Т.е. вопрос построения нормального общества, это не вопрос будут ли у нас роботы и искусственный интеллект, это вопрос кто будет этим всем управлять.

Слово "проект" подразумевает определённый уровень детализации и проработанности, в отличии от идеи, концепта. А если учесть что "проекту" уже много десятилетий и он имеет известность, то какие-то результаты могли быть. Однако у "проекта" Венера якобы есть только проект города и тот они скрывают потому, что якобы капиталисты всё похитят. Это звучит как детская отговорка, да пусть похитят и построят - это же приближение желаемого будущего, отладка технологий, но нет. Всё, что реально есть у этого, так называемого, проекта это рисунки футуристических домиков в круглом городе (что скорее всего неразумно из-за неудобств масштабирования), без каких-либо технических деталей устройства этих домов и самого города.

Акцент на устройстве городов и жилищ - по мне устройство городов и жилищ это самый второстепенный момент. Не особенно важно в круглых или квадратных городах жить, важно на каких принципах строить жизнь, поэтому нет смысла тонуть в деталях градостроения, пусть этим занимаются профессионалы опираясь на ключевые принципы, например, экологичность, максимальная приближенность среды обитания человека к естественной и т.п. как это сделано у меня. Глупо думать, что у нас есть какие-то трудности спроектировать город с любыми заданными характеристиками, проблема не в этом, проблема в том, что такие задачи текущей властью обычно не ставятся.

Отказ от денег - деньги это инструмент, они не страшны сами по себе, инструмент не несёт ответственности за его неправильное использование (опять же - технологии/инструменты не решают общественных проблем и не создают их). Жак Фреско верно говорит, что деньги нужны при дефиците ресурсов (хотя у них есть и другие функции), но он утверждает что дефицита не будет, что очень сомнительно. Вселенная конечно полна ресурсов, однако в данным момент всегда доступно конечное число ресурсов, а значит их всегда будет не хватать т.к. потребности в ресурсах будут расти если человечество не откажется от развития. Т.е. еды может и хватит всем, но человеку будущего будет нужна не только еда, но и например топливо для его дома-космолёта и вопрос кому оно нужнее все равно встанет, а деньги, как инструмент обмена и мерило ценности позволяют определить кому нужнее без ручного управления. Он говорит что у нас достаточно ресурсов, но не хватает денег, однако почему-то не понимает, что это строго политический вопрос, ведь если бы власть была у людей ничего бы не мешало выпускать столько денег, сколько есть ресурсов. Самое смешное, что в проекте своего города он планирует поля для гольфа, которые очевидно могут стать дефицитным ресурсом при определённом уровне популярности этой странной игры - поля для гольфа слишком велики чтобы обеспечить ими всех.

Отказ от государства и передача управления машинам - с моей точки зрения отказ человечества от самоуправления в пользу машин это шаг к деградации человечества, наша природа такова, что если на человека не возлагать ответственность, то он деградирует как личность, инфантилизируется и вместо реальных дел играет в игры. Как только машина начнёт управлять человечество станет не нужно и деградирует от осознания ненужности. Проблемы передачи власти машине были проанализированы ещё Станиславом Лемом (см раздел "Опасности электрократии" в книге "Сумма технологии") и подтверждается сегодняшними знаниями о технологии нейронных сетей - это фундаментальные проблемы управления сложными системами, который могут быть реально опасны. Если же говорить о вспомогательных технологиях для управления подобных проекту Киберсин, то они конечно нужны, но нужно чётко проводить границу между управлением с помощью программы (управляют всё равно люди, просто используют эффективные инструменты) и управлением программой. Государство же нужно до тех пор пока все поголовно не станут сознательными гражданами и альтруистами (пояснения тут), что есть утопия.

Более того, даже при желании передать власти машине, как это сделать? Как гарантировать, что те кто программируют и ремонтируют машину ничего не испортят случайно или сознательно? И откуда машина будет знать потребности людей если они сами их не знают? Ведь бизнесмены в рыночной экономике по сути наугад определяют потребности рынка.

Отмена границ, уход от национальностей и религий, единое человечество, общее владение ресурсами - отличная идея, да вот только не понятно как этого достичь, когда между людьми столько противоречий по всем вопросам. Пока существует ненависть по расовым, религиозным, этническим и иным признакам шансов на объединение мало.

Автоматизация - абсолютно правильное направление, да только оно прекрасно развивается в капиталистической экономике без всяких Фреско.

Долговечные вещи - идея хорошая, особенно это важно с точки зрения эффективного использования ресурсов, с другой стороны это хорошо там, где функционал вещи достаточно постоянен, а если это новый продукт, который переживает бурный рост, то делать его долговечным это как раз перерасход ресурсов т.к. он быстро устареет морально и всё равно будет сдан на утилизацию.

Контроль над рождаемостью - абсолютно правильная мысль, осталось только придумать как убедить в этом религиозных фанатиков.

Создание единого языка - абсолютно согласен с единым языком, однако не уверен насчёт радикально новых языков, пока достаточно просто хорошо продуманного аналога эсперанто, всё остальное это фантазии неподкреплённые научными исследованиями (напомню, что Фреско призывает опираться на науку, но как-то забывает это делать). И пока не понятно насколько этично проводить такие исследования - принципиально новые языки могут что-то дать только если они родные, а значит надо на каких-то детях экспериментировать.

Избыточность в книгах и лекциях - очень он любитель поболтать повторяя одно и то же, избыточность конечно нужна для понимания, но надо иметь и сжатый вариант своей программы. Слушать 6 часов аудиокниги ради десяти тезисов не очень эффективно. Вообще создаётся впечатление, что его лекции созданы для зомбирования, они давят на эмоции, по сто раз повторяют одно и то же, не давая при этом ответов на важнейшие вопросы. И судя по числу фанатиков, которые считают его практически пророком, но ничего не понимают (так как вместо ответов на вопросы отсылают к его видео) зомбирование работает. Такая вот секта дедушки Фреско. Кстати, у всех фанатиков с которыми мне пришлось сталкиваться есть общая черта - они просто верят и не способны обосновать свою веру (и также верят, то они сторонники науки, хотя наука опирается на сомнения и критическое мышление), что означает, что они не понимают того во что верят, когда им задаёшь вопросы, то максимум, что они могут сделать это сказать "иди читай/смотри Фреско"

Долгое время мне было непонятно откуда столько сторонников у такой явной демагогии, особенно учитывая, что эти сторонники это не маргиналы, а люди чувствующие несправедливость этого мира, задумывающиеся над его проблемами, ищущие решения. И только после прочтения статьи Алана Кея мне стало понятно, что причина в фундаментальном отличии мышления большинства людей от логического мышления - Фреско мастер рассказывать красивые истории и тому, кто по складу своего мышления не ищет системы, непротиворечивости в таких историях Фреско кажется мудрым пророком.