Я думаю поэтому, что, не прибавляя дальнейших доказательств, имею право выставить само по себе уже не новое положение: всё, что касается религии, лежит вне границ деятельности государства.
К сожалению, нет общепринятого определения светского государства. Многие определения опираются на понятие религии, но оно само настолько размытое, что скорее годится для бытовых нужд, но никак не для законов. Одно из распространённых определений гласит, что светское государство — это мировоззренчески нейтральное государство. И данное определение совершенно бесполезно.
Во-первых, если речь идёт о том, что государство и законодательство относятся ко всем одинаково независимо от мировоззрения индивидов, то это вообще не про светскость, это принцип равенства перед законом. Это необходимое, но недостаточное условие для светскости государства. Во-вторых, если речь про то, что государство в своём устройстве мировоззренчески нейтрально, то это тоже некорректно, ибо светское государство строится на научном мировоззрении. Если бы оно было нейтральным, то рекомендации учёных имели бы такую же силу, как рекомендации астрологов, экстрасенсов, шаманов и других религиозно-оккультных деятелей. Если бы государство было мировоззренчески нейтральным, то в школах вместе с научным преподавались бы и иные мировоззрения, например, параллельно с теорией эволюции изучался креационизм не как существующее явление (как, например, описывает религию религиоведение), а как пример альтернативной модели возникновения жизни и т. п. Исходя из вышесказанного, я решил сформулировать своё определение, более точное и конкретное.
Светское государство — это государство, которое:
Постулирует равенство перед законом независимо от мировоззрения (это частный случай принципа равенства перед законом), а значит, не ущемляет мировоззренческие мотивы и не даёт связанных с ними привилегий. По сути это означает, что светское государство не использует в понятийном аппарате слов «вера» и «религия», для его законодательства они просто не нужны.
В своей деятельности опирается на научный метод, научное мировоззрение, в том числе строит на нём обязательное образование.
Не делегирует свои функции негосударственным организациям и не финансирует их.
Из данного определения следует (термин «религия» ниже применён для краткости, речь обо всех ненаучных идеологиях), что светское государство:
Не выводит никакие законодательные нормы из религиозных норм, не ссылается на сверхъестественные сущности.
Не назначает какую-либо религию обязательной или приоритетной в чём-либо.
Не выделяет религиозные организации в отдельную категорию — достаточно общественных объединений/фондов и т. п.
Не создаёт каких-либо особых условий/льгот для религиозных организаций или их членов/сторонников.
Не наказывает за исповедание каких-либо религий, за нарушение религиозных норм и представлений.
Не объявляет свободы вероисповедания, т. к. достаточно свободы сознания (см. «Свобода сознания»), свободы слова и иных универсальных свобод.
Не оперирует понятиями веры и религии нигде в законодательстве (т. к. они не определимы достаточно строго, чтобы стать юридическими).
Не финансирует религиозные организации и не собирает платежи в их пользу.
Не возлагает на религиозные организации какие-либо государственные функции.
Не отмечает и не назначает государственными выходными религиозные праздники.
Есть ещё несколько вопросов, которые часто связывают со светским государством, но реализовать их затруднительно, а скорее даже невозможно:
Запрет государственным служащим (а также учителям) быть членами организаций, основанных на ненаучной идеологии. Такой запрет имеет мало смысла, т. к. элементарно обходится: например, выйдет (чисто формально) индивид из состава своей религиозной организации, но будет продолжать верить. Или какая-то религиозная организация может существовать незарегистрированной, и никому не будет известно, кто является её членом. Или организация формально зарегистрируется как нерелигиозная (напишут устав, какой требуется), но по факту будет таковой. То есть такой запрет — это и попытка запретить то, что невозможно проконтролировать, и попытка запретить то, что само по себе вреда не несёт.
Запрет участвовать в мероприятиях, проводимых общественными объединениями с ненаучной идеологией. Как и в предыдущем пункте, всё упрётся в определение того, что за организация проводит, и также есть много путей обойти этот запрет.
Запрет вести пропаганду религиозных/ненаучных взглядов (в первую очередь среди несовершеннолетних). Пропаганда — очень нечёткое понятие, им тоже лучше не оперировать. На самом деле достаточно дать индивидам хорошее образование, научить их думать (см. «Школа»), и никакая пропаганда им не страшна (см. «Защита от пропаганды»).
Запрет организациям с ненаучными уставами участвовать в политической деятельности, в том числе финансировать таковую. Запрет легко обходится — по аналогии с первым пунктом.
Более того, от таких запретов больше вреда, т. к. они вынуждают граждан скрывать свои взгляды, обманывать общество, а общество лишается информации о том, с каким индивидом оно имеет дело.
Подозреваю, что верующему, но самостоятельно мыслящему индивиду лучше жить в светском государстве, т. к. религиозные государства обычно карают за любое инакомыслие, достаточно вспомнить сожжения еретиков, войны протестантов против католиков, гонения на староверов и т. д.