О чём?

Политическая проблема человечества состоит в том, чтобы объединить три вещи: экономическую эффективность, социальную справедливость и свободу личности.

Джон Мейнард Кейнс, «Либерализм и лейборизм», 1926 г.

Это книга об устройстве общества, основанного на рациональных принципах. Не о том, как индивиду жить счастливо, а только о том, как множеству индивидов организовать свою жизнь так, чтобы минимизировать конфликты и обеспечить наилучшие возможности для достижения индивидуальных целей. Цель рациональных правил, законов — определить границы, в которых индивид может действовать в стремлении к своему счастью, не мешая делать то же другим индивидам.

Ключевые принципы рациократии

Кратко изложить суть описанной идеологии сложно — важно всё, но если попытаться всё-таки выделить ключевые принципы, то они будут выглядеть следующим образом.

  1. Принципиальность, логическая непротиворечивость. В законодательстве используется аксиоматический подход: определяем базовые принципы и из них выводим всё остальное, не противоречим им (см. «Последовательность, логичность законов»).

  2. Свобода и равенство. Постулируются свобода (см. «Индивиды свободны во всём за пределами налагаемых Соглашением ограничений») и права (см. «Права и свободы индивидов») индивида. Свобода индивида ограничена свободой других, но строго по объективным критериям (см. «Соглашение может опираться только на объективные принципы»). То есть запрещать можно только то, что причиняет ущерб, нарушает права других (см. «Запреты и ограничения должны быть обоснованны»).

  3. Сотрудничество. Сотрудничество выгодно (см. «Для защиты от опасностей Вселенной индивиды стремятся к сотрудничеству и взаимопомощи — образуют общество»), а для существования общества индивид должен делать что-то для общего блага, т. е. индивид имеет обязанности (см. «Права и обязанности гражданина»), хотя он должен их принимать добровольно, подписывая договор (см. «Гражданство»). Из принципов свободы и сотрудничества следует необходимость баланса интересов индивида и общества.

  4. Научность. Постулируется опора на логику и науку, а также стремление к научно-техническому прогрессу (см. «Соглашение может опираться только на науку как метод познания»).

  5. Самоуправление. Сфера деятельности государства должна быть минимизирована настолько, насколько это возможно в данной ситуации. Способ контроля государства — прямая демократия (см. «Прямая демократия»).

  6. Ответственность перед будущим. Постулируется устремлённость в будущее (см. «Индивиды хотят защититься от опасностей Вселенной, так как стремятся к долгосрочным целям»). Нельзя «подставлять» будущие поколения, живя по принципу «после нас хоть потоп» (см. «Сотрудничество поколений»).

  7. Целеустремлённость. Постулируются определённые цели общественного развития: всеобщее здоровье, развитие науки, освоение космоса и т. д. (см. «Общественные задачи, поручаемые государству, или Государство обязано…»).

По сути, всё описанное есть попытка найти баланс между тремя параметрами общественного устройства, указанными в эпиграфе, — экономической эффективностью, социальной справедливостью и свободой личности.

Необходимо понимать, что обсуждаемые принципы описывают целевое состояние, то, к чему нужно последовательно стремиться. Мгновенно этого достигнуть нельзя, поэтому в переходный период могут существовать исключения: например, государство берёт на себя больше функций, чем должно, если их больше некому выполнять, и одновременно стимулируется появление других субъектов, которые могли бы взять на себя эти функции.

Также важно отметить, что данная работа не ставит целью детально описать все решения, моя цель — очертить общие контуры картины. И я уверен, что есть люди, каждый из которых может детально разобрать интересную ему проблему, в этом сила сотрудничества — общими усилиями можно достигнуть намного большего. Проблема только найти этих людей, и, надеюсь, данная книга послужит и этой цели.


ОБСУДИТЬ